версия для слабовидящих

Образование

Реализуемые образовательные программы
 
  • государственные:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Сб. 0-4 классы. Русский язык, математика, живой мир, занимательный труд, музыка, изобразительное искусство, физическая культура. Под ред. И.М. Бгажноковой. 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011г.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб.: 5-9 классы. Русский язык, математика, история, этика, природоведение, география, естествознание, изобразительная деятельность, музыка, домоводство. Научный руководитель И.М. Бгажнокова. 2-е изд. М: Просвещение, 2005г.

3.  Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, Т.Л. Девяткова, Л.П. Кочетова изд. М.-  Владос 2003г.                  

4. «Коррекция и развитие».   Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением   интеллекта.    Выпуск 4, МОРФ Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, С-Пб.:  – 1996 г.                                         

5.  «Человек и природа». Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта.    Выпуск 3, С-Пб. «Образование» 1996г.

6. «Картонажно-переплетное дело». Программа для 4-10 классов специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта. С-Пб,1996 г.

7.  Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Под редакцией Щербаковой А.М., Платоновой Н.М. Москва, ВЛАДОС,2006 г.

8.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад- начальная школа). Под редакцией Л.И.Плаксиной. – М.: Город, 1999г.

9. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы. – Кн. 1/Под ред. А.Н. Щербаковой. – М.: изд-во НЦ ЭМАС, 2001 г. – 304 с.

  • экспериментальные:

«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Программно-методические материалы.

Под редакцией И.М.Бгажноковой. Москва: ВЛАДОС,2007 г.

  • авторские:

1. Инновационные подходы к обучению детей с нарушениями интеллекта: (сборник программно-методических материалов) \ Министерство образования и науки Архангельской области, ГБОУ АО СКОШ № 31; [научный редактор и составитель Бгажнокова И.М.] – Архангельск, 2012г.

2. Авторская программа по факультативному курсу «Персональный компьютер» Останиной М.В. для обучающихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2016г.;

3. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. МИПКРО, Москва.                                                                                

4. Стариченко Т.Н. Программа по курсу «Экономический практикум для выпускного класса вспомогательной школы», Екатеринбург.

5. Панова Е.П. Программа по швейному делу для 10-12 класса». Сертификат № 5490 от 19.12.2007 г.                            

6. Галушин А.С. История Архангельского Севера: программа спецкурса и тематическое       планирование, Архангельск, 2004г.

7. Краев В.Г. Программа по столярному делу для 10-11 класса. Сертификат № 5509 от 05.03.2008 г. 

8. Чичулин В.А. Программа по столярному делу для 12 класса. Сертификат № 5489 от 06.12.2007 г.

9. Программа И.А. Махавкиной по курсу коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2008г.;

10. Старобина Е.М., Горденчук В.Г. Программа социальной реабилитации инвалидов с        умственной отсталостью. Санкт-Петербург,2003 г.

11. Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Владос», 2010 г.

12. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Книга для        учителя. – М.: Просвещение,2001 г. 

13. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»       под. редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2011 г. 

14. Н.А. Колпакова, И.Ю. Цибаева «Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов «Умники и умницы». Москва.: РОСТкнига, 2010.

15. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007г.

16. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под редакцией канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой.

17. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под  ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦКД проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

18. Экспериментальные программы для специальных (коррекционных) школ для детей со сложными дефектами в развитии. Архангельск1997 г.

19. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. Под ред. Н.Н. Яковлевой – СПб:  ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015г.

20. Программы для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. 0-4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. М.: Просвещение,2013 г

21. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Под. ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН»,2003 г.

22. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до7 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006г.

23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009г.

24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

25. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1991г.

26. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Д.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева Программа воспитания и обучения дошкольников с ТНР. Под редакцией профессора Н.В.Лопатиной. СПб.: ЦДКт проф. Л.Б. Баряевой, 2009г.

27. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А. Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.

28. Метиева Л. А., Удалова Э.Я.  «Развитие сенсорной сферы детей» Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида«Просвещение»,2008 г.

29. Государственная программа «Физическое воспитание, 1 - 4 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.М. Белова, В.С. Кувшинова, В.М. Мозгового.

30. Гербова Г.И. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классов/Сост. Г.И. Гербова. – СПб.: Образование, 2004г.

31. Программа по ритмике для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида (1- 4 кл.), утвержденная Министерством образования и науки РФ, А.А. Айдарбекова,2009 г.

32. Болонов Г. П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга: методические рекомендации/ Г. П. Болонов. - М.: Сфера, 20 с.

33. И.Н. Андреева, И.А. Покровская. Программа «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями. Издано Санкт-Петербугской Благотворительной организацией «ПЕРСПЕКТИВЫ», 2014г.

34. Н.Ф. Губанов «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» М.:  Мозаика-Синтез, 2008г.

35. М.А.Васильев, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

36. Н.Н. Авдеев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». С.Пб.: «Детство-Пресс», 2004г.

37. И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные Ладошки». М. «Карапуз-Дидактика», 2007г.

38. Программа курсов внеурочной деятельности: Сборник материалов по итогам областного конкурса «От курса внеурочной деятельности до программы воспитания и социализации школьников» /автор-составитель В.И. Ческидова.- Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2017г.

39. Программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Радуга»/ авторы: Давалис М.В., Богачева С.С., Псков, 2015г.

40. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его проведения в начальной школе»: - М.: Издательский центр «Академия»,2003 г.

41. Программа дополнительного образования «Декоративное мыло. Техника. Приемы». – М.: Аст-Пресс книга, 2009г.

 
Воспитательная работа

    Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31»  была основана в 1933 году. Это первая образовательная организация в Архангельске и Архангельской области, которая начала заниматься обучением и воспитанием детей с умственными и физическими недостатками.

    Состав обучающихся сегодня неоднородный. Одной из ведущих современных тенденций является рост числа детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, нуждающихся в создании развернутой системы специальных условий воспитания и обучения.

    В настоящее время в нашей школе обучается 261 учащийся. Работает педагогический коллектив в количестве 65 человек, из них 50 человек имеют  дефектологическое образование. В организации процесса обучения и воспитания педагогам помогает служба сопровождения, которая представлена педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-логопедами, медицинскими работниками и педагогами дополнительного образования.

    В 2010 году школе присвоили статус ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования. Это повлекло за собой особую ответственность при решении задач повышения квалификации педагогов и руководителей специальных коррекционных образовательных организаций, научно-методического и информационного обеспечения по проведению опытно-экспериментальных работ. Как ресурсный центр мы продолжаем активно развивать систему социального партнерства с другими общеобразовательными учреждениями, организациями дополнительного образования, культуры и спорта, научными организациями.

    С 1 сентября 2016 года наша образовательная организация является пилотной площадкой по введению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
   В 2017 году ГБОУ АО СКОШ №31 принимала участие во «Всероссийской выставке образовательных учреждений "Мы одни из них!!!"». Всего в выставке участвовали  23562 образовательных организации,  783 из которых стали Лауреатами – Победителями.

    Лучшие сегодняшние традиции в воспитании и обучении детей с различной степенью интеллектуального недоразвития закладывались с начала основания нашей образовательной организации. Школа сохраняет свои добрые начинания, преумножая и развивая их. Новые идеи, энтузиазм, оптимизм и вдохновение являются постоянными спутниками в работе нашего педагогического коллектива.

    Программа воспитывающей деятельности реализуется на основе воспитательной программы школы «Ты не один».

 

  • Подпрограмма «Мир вокруг нас»
  • Подпрограмма «Возвращение к истокам»
  • Подпрограмма «Мое здоровье»
  • Подпрограмма «Вместе»

 

Данная программа позволяет:

- создавать условия для развития и коррекции ребенка независимо от его стартовых возможностей;

- создавать ситуации для формирования основных механизмов регуляции поведения;

- создавать условия для формирования успешного жизненного пути.

Вся работа направлена на реализацию общественной задачи:

«Создание условий коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса для формирования социально-интегрированной личности».

Для достижения данной цели определены основные направления в работе педагогического коллектива:

 

            1.   Совершенствование содержания воспитательного процесса.

            2.   Внедрение новых форм и методов организации воспитательной работы.

            3.   Апробация и внедрение новых технологий коррекционной работы.

            4.   Изучение и отработка наиболее эффективных моделей коррекционно-   развивающего пространства.

           5.   Научно-методическое обеспечение воспитательной работы.

           6.   Повышение педагогического мастерства и квалификации воспитательского корпуса.

 
Опытно-экспериментальная работа

        2012 год – 2014 год – ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Методическое сопровождение системы коррекционной работы, основанной на авторских программных материалах под редакцией И.М.Бгажноковой и других, для детей с выраженными нарушениями интеллекта».

        Итогом работы стало утверждение регионального плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Архангельской области (распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 27.02.2013 г. № 259). 

        Сегодня региональный учебный план  является единственным нормативным документом по обучению детей с умственной отсталостью, т.к. у БУПов закончился срок реализации, а специальные ФГОС еще не  приняты.

        Реализация учебного плана осуществляется по составленному авторским коллективом учебно-методическому комплексу. Все они прошли редакцию научным руководителем И.М. Бгажноковой и сертифицированы в АО ИОО.

 
 

 

 

         Исследовательская деятельность коллектива направлена на поиск и изучение новых подходов к обучению и воспитанию особого ребенка, формирование знаний необходимых, для самостоятельной жизни в обществе людей.

Коллектив школы под руководством Станислава Евгеньевича Малкова, поглощенный идеей реформирования, постоянно находится в состоянии эксперимента.

 

 

 

       1993 год – 1997 год – школа является экспериментальной площадкой по обучению детей с глубоким интеллектуальным недоразвитием.

       По результатам работы разработана программа по обучению и воспитанию детей, имеющие особые образовательные потребности.

 

       2003 год – 2008 год – ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Интеграция детей с интеллектуальным недоразвитием в общество через сотрудничество с нормально развивающими сверстниками». Осуществляется совместная деятельность педагогов, детей и родителей нашей школы и МОУ «Образовательная гимназия № 6» города Архангельска.

       По результатам работы издано практическое пособие «Формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями через призму интеграции».

 

       2008 год – 2011 год – ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Разработка элементов образовательных технологий (областей) на основе базисного учебного плана второго варианта, создание региональной модели учебного плана для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости» в статусе областной экспертной площадки АО ИППК РО, под руководством профессора Ирины Магомедовны Бгажноковой, кандидата психологических наук, заведующей кафедрой коррекционной педагогики и психологии Московского института открытого образования.

        По результатам работы издан сборник «Инновационные подходы к обучению детей с нарушениями интеллекта».

            С 2011 года школе присвоен статус ресурсного центра. На качественно ином уровне наша организация решает задачи повышения квалификации педагогов и руководителей, научно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.  Тематика проводимых нами семинаров и конференций охватывает сегодня как школьные организации, так и дошкольные. Увеличилось количество слушателей из общеобразовательных школ, в которых педагоги обучают детей по адаптированным основным общеобразовательным программам.



Формы обучения - очная, индивидуальное посещение на дому.
Нормативные сроки обучения:
    I-IV - начальные классы
    V-IX - среднее звено
    X-XII - классы с углублённой трудовой подготовкой / социально-бытовой ориентировкой в обществе
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам - 261 человек.
Образование в ГБОУ АО СКОШ №31 осуществляется на русском языке.

Внеурочная деятельность 2018-2019 учебный год

Расписание работы секций и кружков 2018-2019 учебный год


Календарный учебный график на 2018-2019 уч. год

Учебные планы на 2018-2019 уч. год

Методическое пособие ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области "Специальная (коррекионная) общеобразовательная школа №31"


Инновационные подходы к обучению детей с нарушениями интеллекта (сборник программно-методических материалов)
 
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2)