версия для слабовидящих

Образование

Реализуемые образовательные программы
 
  • государственные:

1.    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы, рекомендовано МОРФ 2-е издание, М.: - Просвещение, 2001г.; программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, допущено МОРФ, сборник 1 и2, М.: - Владос, 2000г.; 2. Программы специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Сб.: 5-9 классы. Русский язык, математика, история, этика, природоведение, география, естествознание, изобразительная деятельность, музыка, домоводство. Научный руководитель И.М. Бгажнокова. М.: - Просвещение, 2002г.,

2.    Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, Т.Л. Девяткова, Л.П. Кочетова изд. М.-  Владос 2003г.                 

3.     «Коррекция и развитие».   Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением   интеллекта.    Выпуск 4 ,   МОРФ Международный университет  семьи и ребенка им. Рауля Валленберга,  С-Пб.:  – 1996 г.

4.    «Человек и природа».    Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением  интеллекта.    Выпуск 3,   С-Пб. «Образование» 1996 г.

5.    «Картонажно-переплетное дело». Программа для 4-10 классов специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта. С-Пб,1996 г.

6.    Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Под редакцией Щербаковой А.М., Платоновой Н.М. Москва, ВЛАДОС,2006 г.

7.    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад- начальная школа). Под редакцией Л.И.Плаксиной. – М.: Город, 1999.

8.    Программы для общеобразовательных учреждений: "Физика 7-9" Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин.

  • экспериментальные:

«Обучение детей с выражен ным недоразвитием интеллекта». Программно-методические материалы.

Под редакцией И.М.Бгажноковой. Москва: ВЛАДОС,2007 г.

  • авторские:

1.    «Экспериментальные программы для специальных (коррекционных) школ

для детей со сложными дефектами в развитии».  Авторы – учителя МОУ «Специальная              (коррекционная) школа №31»  г. Архангельска, одобрено Экспертным Советом Управления образования Департамента образования, культуры и спорта мэрии г.      Архангельска 27.05.1997г.

2.    Останина М.В. Программа факультативного курса «Персональный

компьютер». Сертификат № 5468, выдан на основании решения экспертной квалификационной комиссии, протокол № 5 от 7.04.06 г.

3.    Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с

умственной отсталостью. МИПКРО, Москва.                                    

4.    Стариченко Т.Н. Программа по курсу «Экономический практикум для выпускного  класса вспомогательной школы», Екатеринбург.

5.    Панова Е.П. Программа  по швейному делу для 10-12 класса». Сертификат  5490 от 19.12.2007 г.  

6.    Галушин А.С. История Архангельского Севера: программа спецкурса и тематическое планирование, Архангельск, 2004.

7.    Колбасенко М.Н. План-программа факультативного курса «Наш город». Методика преподавания факультативных курсов по экологии. 1-4 класс. Архангельск,2002 г.

8.    Краев В.Г. Программа по столярному делу для 10-11 класса. Сертификат № 5509 от 05.03.2008 г. 

9.    Чичулин В.А. Программа по столярному делу для 12 класса. Сертификат № 5489 от 06.12.2007 г.

10.  Махавкина И.А.  Развитие психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов СКОУ VIII вида. Сертификат № 5525.

11.  Старобина Е.М., Горденчук В.Г. Программа социальной реабилитации инвалидов с умственной отсталостью. Санкт-Петербург,2003 г.

12.  Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз»,2004 г.

13.  Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Книга для учителя. – М.: Просвещение,2001 г.

14.  «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под. редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2011 г. 

 
Воспитательная работа

    Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31»  была основана в 1933 году. Это первая образовательная организация в Архангельске и Архангельской области, которая начала заниматься обучением и воспитанием детей с умственными и физическими недостатками.

    Состав обучающихся сегодня неоднородный. Одной из ведущих современных тенденций является рост числа детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, нуждающихся в создании развернутой системы специальных условий воспитания и обучения.

    В настоящее время в нашей школе обучается 241 учащийся. Работает педагогический коллектив в количестве 55 человек, из них 37 человек имеют высшее дефектологическое образование. В организации процесса обучения и воспитания педагогам помогает служба сопровождения, которая представлена педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-логопедами, медицинскими работниками и педагогами дополнительного образования.

    В 2010 году школе присвоили статус ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования. Это повлекло за собой особую ответственность при решении задач повышения квалификации педагогов и руководителей специальных коррекционных образовательных организаций, научно-методического и информационного обеспечения по проведению опытно-экспериментальных работ. Как ресурсный центр мы продолжаем активно развивать систему социального партнерства с другими общеобразовательными учреждениями, организациями дополнительного образования, культуры и спорта, научными организациями.

    С 1 сентября 2016 года наша образовательная организация является пилотной площадкой по введению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Лучшие сегодняшние традиции в воспитании и обучении детей с различной степенью интеллектуального недоразвития закладывались с начала основания нашей образовательной организации. Школа сохраняет свои добрые начинания, преумножая и развивая их. Новые идеи, энтузиазм, оптимизм и вдохновение являются постоянными спутниками в работе нашего педагогического коллектива.

    Программа воспитывающей деятельности реализуется на основе воспитательной программы школы «Ты не один».

 

  • Подпрограмма «Мир вокруг нас»
  • Подпрограмма «Возвращение к истокам»
  • Подпрограмма «Мое здоровье»
  • Подпрограмма «Вместе»

 

Данная программа позволяет:

- создавать условия для развития и коррекции ребенка независимо от его стартовых возможностей;

- создавать ситуации для формирования основных механизмов регуляции поведения;

- создавать условия для формирования успешного жизненного пути.

Вся работа направлена на реализацию общественной задачи:

«Создание условий коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса для формирования социально-интегрированной личности».

Для достижения данной цели определены основные направления в работе педагогического коллектива:

 

            1.   Совершенствование содержания воспитательного процесса.

            2.   Внедрение новых форм и методов организации воспитательной работы.

            3.   Апробация и внедрение новых технологий коррекционной работы.

            4.   Изучение и отработка наиболее эффективных моделей коррекционно-   развивающего пространства.

           5.   Научно-методическое обеспечение воспитательной работы.

           6.   Повышение педагогического мастерства и квалификации воспитательского корпуса.

 
Опытно-экспериментальная работа

        2012 год – 2014 год – ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Методическое сопровождение системы коррекционной работы, основанной на авторских программных материалах под редакцией И.М.Бгажноковой и других, для детей с выраженными нарушениями интеллекта».

        Итогом работы стало утверждение регионального плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Архангельской области (распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 27.02.2013 г. № 259). 

        Сегодня региональный учебный план  является единственным нормативным документом по обучению детей с умственной отсталостью, т.к. у БУПов закончился срок реализации, а специальные ФГОС еще не  приняты.

        Реализация учебного плана осуществляется по составленному авторским коллективом учебно-методическому комплексу. Все они прошли редакцию научным руководителем И.М. Бгажноковой и сертифицированы в АО ИОО.

 
 

 

 

         Исследовательская деятельность коллектива направлена на поиск и изучение новых подходов к обучению и воспитанию особого ребенка, формирование знаний необходимых, для самостоятельной жизни в обществе людей.

Коллектив школы под руководством Станислава Евгеньевича Малкова, поглощенный идеей реформирования, постоянно находится в состоянии эксперимента.

 

 

 

       1993 год – 1997 год – школа является экспериментальной площадкой по обучению детей с глубоким интеллектуальным недоразвитием.

       По результатам работы разработана программа по обучению и воспитанию детей, имеющие особые образовательные потребности.

 

       2003 год – 2008 год – ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Интеграция детей с интеллектуальным недоразвитием в общество через сотрудничество с нормально развивающими сверстниками». Осуществляется совместная деятельность педагогов, детей и родителей нашей школы и МОУ «Образовательная гимназия № 6» города Архангельска.

       По результатам работы издано практическое пособие «Формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями через призму интеграции».

 

       2008 год  2011 год – ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Разработка элементов образовательных технологий (областей) на основе базисного учебного плана второго варианта, создание региональной модели учебного плана для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости» в статусе областной экспертной площадки АО ИППК РО, под руководством профессора Ирины Магомедовны Бгажноковой, кандидата психологических наук, заведующей кафедрой коррекционной педагогики и психологии Московского института открытого образования.

        По результатам работы издан сборник «Инновационные подходы к обучению детей с нарушениями интеллекта».

Формы обучения - очная, индивидуальное посещение на дому.
Нормативные сроки обучения:
    I-IV - начальные классы
    V-IX - среднее звено
    X-XII - классы с углублённой трудовой подготовкой / социально-бытовой ориентировкой в обществе
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам - 258 человек.
Образование в ГБОУ АО СКОШ №31 осуществляется на русском языке.


Календарный учебный график на 2017-2018 уч. год

Учебные планы на 2017-2018 уч. год

Методическое пособие ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области "Специальная (коррекионная) общеобразовательная школа №31"


Инновационные подходы к обучению детей с нарушениями интеллекта (сборник программно-методических материалов)
 
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2)